Продолжение:
Вещи не могут давать истинного удовлетворения уже потому, что будь иначе, мы бы весь день ходили «такие удовлетворённые», встречая, наталкиваясь на вещи на каждом своём шагу. Но нет, мы перестаём замечать вещи — мебель, обои, фотоаппараты, видеокамеры, клавиатуры. Чтобы получить очередную дозу призрачного «удовлетворения», приходится покупать новые вещи (затевать ремонт, чем все так самозабвенно любят заниматься ;) )— но всё тщётно! Вещи не могут дать того, что гораздо больше них!
В современной экономике, ориентированной на прибыль, на перепотребление, а не на производство вещей, удовлетворяющих нормальные потребностей (в тепле, сытости, безболезненности, чистоте тела), цены на товары оторвались от себестоимости. Деньги, прибыль настолько правят экономикой, что самые бесполезные или дешёвые вещи стоят очень дорого.
Производители устанавливают цены не исходя из своих затрат, но исходя из рыночной ситуации, соотношения спроса и предложения, потребительских и инфляционных ожиданий и т. д. А продавцы затем делают наценку, доходящую до сотен и тысяч процентов! Например, на дорогие телевизоры наценка 70%, на сувениры и подарки — 120%, одежду — выше 70%.
То есть товародвижение (оказание услуг) держится целиком на иллюзии ценности товара (услуги). Люди платят за товар такие деньги (давая баснословные прибыли производителям и продавцам, то есть бизнесменам, владельцам фирм) только оттого, что в их воображении им создали — через рекламу, PR, СМИ — образ этого товара (услуги), как якобы очень ценного, нужного, престижного, модного.
Вот так ложь и деньги управляют жизнью человека, удаляя его всё дальше и дальше от Истины, от Реальности.
Жадность, эгоистичность, алчность, завистливость — всё это «присуще» человеку не больше, чем обратные положительные качества: щедрость, самоотречение, бескорыстие, радость за других. Но именно пороки расцветают в личности, если человек живёт и может пользоваться рабством людей!
Без рабства — без того, чтобы человеку прислуживали другие люди, удовлетворяя похоти, потворствуя волюнтаризму — ничего этого не было бы. Как бы мог кто-нибудь удовлетворить свою жадность, эгоизм, завистливость, если бы никто ему ничего не делал, а оставил наедине с собой? — Никак!
Моё желание «больше! больше!», «лучше! лучше!» «съело» бы само себя, иссякло бы, если бы я удовлетворял его своими собственными трудами. Хочешь большой дом? — Иди один в лес, вали деревья, пили, строгай, строй. Хочешь больше зерна? — Иди один паши поле, засевай, ухаживай, собирай урожай…
И что хуже всего — сбросить пелену «цивилизации» очень сложно! Не представляем себе, зачем и как ещё жить, если не стремиться к богатству и власти, престижу и комфорту, удовольствиям и веселью…
В чём отличие нашей сегодняшней жизни от жизни людей 100, 200, 500 лет назад? В чём кардинальный прогресс, улучшение? — Только в технике, в вещах, которые лишь призваны развлекать и ублажать нас (а также и массово убивать – оружие массового поражения, и загрязнять природу - на стадии производства, потребления или утилизации вещей). Но прогресса человека, человеческого в человеке — нет!
Нет совершенствования в духовном, а потому можно констатировать, что у нас нет никаких преимуществ перед прошлыми поколениями. Мы ведь не заняты каким-то более великим созиданием по сравнению с ними! Нет, мы лишь наизобретали новые способы ловли кайфов (комфорта, удобства, веселья, материального богатства) от жизни, но созидательных, творческих потенций не прибавилось.
Наоборот, сейчас стало ещё больше материализма, вещизма, а это уже настоящий регресс человека. Мы до того привязаны к телу, к его нормальным и патологичным «хочу», что потеряли последние остатки гуманности и человечности, не видим в человеке брата, но считаем бóльшую часть окружающих врагами, конкурентами за «счастье», а на бóльшую части человечества просто наплевать. Это уж точно не прогресс, а настоящая деградация, упадок, вырождение…
Странно, если не сказать ужасно, что ведь никто и не подумывает об ограничении своих материальных потребностей (запросов), так что степень рабства будет только нарастать!!! Без того, чтобы видеть смысл жизни в нравственном совершенствовании, духовном делании, люди будут упорно считать, что жизнь становится лучше, только когда появляется больше вещей в пользовании, тогда как всё наоборот: жизнь человека становится лучше, когда он может всё более обходиться минимумом внешнего и рукотворного. Материальные потребности должны быть жёстко ограничены, дабы дух человеческий оставался свободным!
Бедные порицают, поносят богатых за их роскошествование, расточительность, но спроси тех и других о том, ради чего они живут, зачем они делают то, что делают, и ответ будет один: «Ради своего удовольствия!» То есть разницы между ними нет, а потому порицание здесь нелепо. Разбогатей эти бедные, они бы тотчас принялись потреблять, растрачивать точно так же. Их объединяет ещё одно: ни богатые, ни бедные, стремящиеся к богатству, не понимают, что жить только для своего удовольствия бессмысленно. Жизнь человеческая как гонка за удовольствиями не может иметь и не имеет смысла.
Пусть смысл жизни им и не нужен, но именно потребность в смысле, в том, чтобы жизнь имела смысл, и отличает человека от всего другого! Жить, не нуждаясь в смысле, — это жить без разума, а ведь разум-то и делает человека человеком! А в бегстве от неудовольствий и в погоне за удовольствиями нет ничего чисто человеческого, ничего высокого, ничего достойного уважения — и нет смысла, как не было бы смысла в существовании любого органа тела, любой клетки в составе органа, если бы они были озабочены своим удовольствием, а не исполнением своего назначения.
Жить лишь ради себя (своих родных, что то же самое) бессмысленно! Только жизнь в служении чему-то высшему, в исполнении возложенной миссии, в делах созидания, улучшения имеет смысл!
Покажите человеку, не открывшему у себя разум, какой-нибудь путь к удовольствию, и он найдёт тысячу способов им злоупотребить.
Свободный человек может отказать себе в удовольствии и не делать (не потреблять) — это показатель отсутствия зависимости. Когда же человек делает (потребляет) что-то, чтобы избавиться от неудовольствия (страдания), то вот от этого «что-то» он и зависит! Зависимость проявляет себя именно в ощущении неудовлетворённости, которое в той или иной степени неприятно, и человек не может никак от него избавиться, кроме как деланием (потреблением) чего-то, что снимает это ощущение («поесть сладкого», «покурить» и т. д.); о том, чтó именно помогает избежать страдания (погасить его) уже известно из прошлого опыта.
Принято считать, что люди стремятся к счастью. Но в чём оно, это счастье? Чтобы к чему-то стремиться, надо знать точно, чего же мы хотим, но что такое счастье-то мы не знаем!
Получается, что мы если и стремимся к «счастью», то оно для нас есть кубическая степень тех удовольствий, которые получали в своей повседневной жизни: побольше денег, побольше славы, побольше власти, побольше вещей, побольше женщин и т. д. — Ну и что это за «счастье»? Это просто жадность какая-то! А потому пресловутое «стремление к счастью» суть махровый эгоизм! Потому-то и нет постоянно счастливых людей: достижение этих удовольствий хоть в третьей, хоть в бесконечной степени не даёт счастья!
Настоящее счастье может быть только побочным следствием правильной жизни. Ты станешь счастливым, если будешь заботиться не о счастье, а о правильной жизни. А правильная жизнь — это служение Реальности, становление себя гармоничной частицей Реальности.
Самое ужасное зло — рабство, самое великое благо — свобода! Человеческая, истинно человеческая жизнь состоит в удовлетворении одной единственной, истинной потребности — в самореализации, в актуализации себя как частички Великого Целого, в становлении себя самим собой в служении тому Началу, которое и породило тебя! Все нижние ступени пирамиды потребностей-зависимостей должны быть отметены как ложные и рабские.
Самопроизвольно количество и степень зависимостей (и тела, и психики) может только возрастать! Если не включать разум, если заглушить человеческое сознание, то закон возвышения потребностей «справедлив» — и экономисты находят ему подтверждение в экономической реальности сегодняшнего перепотребления, а психологи приводят «обоснования»: мол, на смену удовлетворённой потребности обязательно приходит другая. Но вот истинная человеческая сущность не вписывается в этот закон, ибо тело от природы, дух — от Бога наделены жёстко ограниченным набором истинных потребностей. Всё, что сверх этого, — ложно, излишне, извращено, нездорово, не нормально. И всё это лишнее закабаляет, порабощает человека, делая из его свободной воли подобострастный придаток для обслуживания этих «бесконечных потребностей».
Чтобы отказаться от вещи, нужно прежде избавиться от зависимости…
Продолжение следует.
Свежие комментарии