На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - 2

974 подписчика

Свежие комментарии

Десять дев

Есть очень важный раздел в беседе нашего Господа, в котором Он уподобляет Царство Небесное "десяти девам". Наставление, содержащееся в этой весьма значительной и интересной притче, имеет более широкое приложение, чем в ранее рассмотренной притче о рабе, поскольку оно охватывает все христианское учение и не ограничивается только служением у себя дома или вне его.

Оно непосредственно и остро указывает на христианское учение, истинное или ложное. "Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху". Некоторые полагают, будто это относится к остатку верных Израиля, но эта идея, по-видимому, не выражена ни в контексте этой притчи, ни в тех выражениях, в которых она облечена.

Что касается контекста в целом, то чем пристальнее мы его исследуем, тем яснее мы видим, что та часть беседы, которая относится к евреям, заканчивается в Мат. 24,44. Это так же определенно, как и неоспоримо. Равно определенно и то, что часть беседы, относящаяся к христианам, простирается, как мы уже видели, от 24,45 до 25,30, в то время как от 25,31 до конца говорится о язычниках. Таким образом, порядок и полнота этой чудесной беседы должны поразить вдумчивого читателя. Она представляет евреев, христиан и язычников - каждых на своей основе и согласно их собственным отличительным принципам. Одно не сливается с другим. Одним словом, порядок, полнота и всеохватность этой глубокой беседы являются божественными и наполняют душу "изумлением, любовью и хвалой". Мы поднимаемся от ее изучения в целом со словами апостола на устах: "О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!"

Далее, при изучении подлинных слов, использованных нашим Господом в притче о десяти девах, мы должны увидеть, что она относится не к евреям, но к христианским учителям - она относится к нам, она взывает к нам и преподает важный урок автору и читателю этих строк.

Давайте обратим к ней свои сердца. "Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли на встречу жениху" Первоначальное христианство особенно характеризовалось указанным здесь фактом, а именно выходом на встречу возвращающемуся и ожидаемому Жениху. Первые христиане отстранялись от наличного бытия и в своих чувствах и помыслах устремлялись навстречу Спасителю, возлюбленному и долгожданному. Разумеется, речь не о переходе с одного места на другое - это имело не пространственное, но нравственное и духовное значение. Это был выход сердца к возлюбленному Спасителю, чье возвращение страстно ожидалось изо дня в день.

Невозможно читать послания различным церквам и не видеть, что надежда на скорое и несомненное возвращение Господа владела возлюбленными Господа в первые дни. Они "ожидали с небес Сына Его". Они знали, что Он должен был прийти и взять их к Себе навсегда, и знание этого и сила этой надежды давали им возможность удалить свои сердца от земного бытия. Их светлая небесная надежда заставила их освободиться от земного. Они ждали Спасителя. Они верили, что Он может прийти в любой момент, поэтому все помышления их жизни были сосредоточены на том, чтобы быть восхищенными, и они, несомненно, с безграничным нетерпением ожидали этого.

Все это донесено до наших сердец - кратко, но ясно - выражением "они вышли навстречу жениху". Разумеется, это нельзя приложить к остатку верных Израиля, поскольку они не выйдут навстречу их Мессии, но, напротив, они останутся на своем месте и в своем положении, пока Он не придет и не утвердит Свою стопу на горе Елеонской. Они не ожидают, чтобы Господь пришел и взял их с Собой с этой земли на небеса; они будут ожидать, чтобы Он пришел и принес им освобождение в их собственной земле и сделал их счастливыми под Его собственным мирным и благословенным правлением в течение тысячи лет.

Но призыв к христианам был: "Выйдите". Подразумевалось, что они всегда будут в движении, не поселяясь на земле, но страстно устремляясь к святой небесной славе, к которой они призваны, и к тому небесному Жениху, с Которым они обручены и скорого прихода Которого они научились ждать.

Такова истинная, божественная и естественная идея христианского миросозерцания и состояния. И эта прекрасная идея чудесно осознавалась и практически осуществлялась первыми христианами. Но увы, увы! Напоминаем читателю о том, что нам придется иметь дело как с подлинным, так и с поддельным в христианстве. В Царстве Небесном есть как "пшеница", так и "плевелы"; так мы читаем об этих десяти девах: "Из них пять было мудрых и пять неразумных". Итак, в исповедующих христианство есть истинное и ложное, подлинное и поддельное, действительное и надуманное.

Да, и так будет до скончания веков, пока не придет Жених. Плевелы не обратятся в пшеницу, а неразумные девы - в мудрых. Никогда. Плевелы будут сожжены, а неразумные девы окажутся перед закрытой дверью. В отличие от постепенного исправления действующими ныне средствами - проповедованием Евангелия и разнообразными благотворными влияниями, оказываемыми на мир, - мы во всех притчах и во всем Новом Завете находим, что Царство Небесное представляет собой самую прискорбную смесь зла, извращения, грубого попрания дела Божия со стороны врага, решительное наступление зла в основах вероучения и на практике.

И все это подходит к концу. Когда явится Жених, то найдутся и неразумные девы. Откуда они возьмутся, если перед тем, как придет Господь, все будут обращены? Если бы все были приведены в познание Господа действующими ныне средствами, то как может случиться такое, что, когда придет Жених, неразумных дев окажется столько же, сколько и мудрых?

Но, возможно, скажут, что это лишь притча, иносказание. Само собой разумеется, но иносказание чего? Конечно, не всего обращенного мира. Подобное утверждение было бы страшным оскорблением Священной Книги и таким обращением с великим учением Господа, какого бы мы не посмели допустить даже в отношении учения такого же смертного, как мы.

Нет, читатель, притча о десяти девах, бесспорно, учит о том, что когда придет Жених, то найдутся и неразумные девы, а если будут неразумные девы, то очевидно, что не все будут накануне обращены. Даже ребенок может это уразуметь. Мы не в состоянии понять, как можно перед лицом даже одной этой притчи поддержать теорию о том, что перед пришествием Жениха весь мир будет обращен.

Но давайте подробнее рассмотрим этих неразумных дев. Их история полна предостережений для всех христианских учителей. Она очень краткая, но чрезвычайно емкая. "Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла". Налицо внешнее исповедание, но внутри ему ничего не соответствует - никакой духовной жизни, никакого помазания, никакой необходимой связи с источником вечной жизни, никакого союза со Христом. Нет ничего, кроме светильника веры без масла и сухого фитиля, внешней, рассудочной, формальной веры.

Это особенно важно. Это невыносимой тяжестью ложится в настоящее время на все бесчисленное множество христианских вероучений, в которых так много внешнего подобия, но так мало внутренней реальности. Все называют себя христианами. Светильник исповедания можно увидеть в каждой руке, но увы! Лишь немногие имеют в своих сосудах масло, в своих сердцах - дух жизни во Христе Иисусе и пребывания Святого Духа. Без этого все совершенно тщетно и не имеет никакой ценности.

Может быть самое высокое исповедание, самое ортодоксальное вероучение, человек может быть крещен и причащен к телу Господню; он может быть по всем правилам внесен в список христианской общины и быть ее признанным членом; он может быть всем этим и не иметь ни единой искорки божественной жизни, ни одного луча небесного света, никакой связи с Богом Сыном.

Итак, ужасна мысль о религии, обманывающей сердце, омертвляющей совесть и губящей душу, - о религии, называющей мертвое живым, о религии, оставляющей без Христа, без Бога и без надежды в мире, о религии, поддерживающей душу ложной уверенностью и наполняющей ее ложным миром, пока не придет Жених и не откроются глаза, но тогда будет уже слишком поздно.

Так обстоят дела и с неразумными девами. Они кажутся очень похожими на мудрых. Обычный наблюдатель не смог бы увидеть пока никакого различия. Все они поставлены вместе. У всех есть светильники. И, более того, все пошли спать и уснули - как мудрые, так и неразумные. Все поднимаются, разбуженные полуночным криком, и готовят светильники. Пока здесь нет явного различия. Неразумные девы поправляют свои светильники - их светильники зажжены сухим фитилем безжизненной, рассудочной, формальной веры; увы, увы, недостойным, хуже того - роковым, губительным для души обманом.

Но тут появляется великое отличие - проступает граница со всей ее ужасающей ясностью. "Неразумные же сказали мудрым: "дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут" Это доказывает, что их светильники были зажжены, ибо, если бы они не были зажжены, они не смогли бы и погаснуть. Но это был лишь ложный, мерцающий, преходящий свет. Он не питался от божественного источника. Это был свет чисто словесного исповедания, поддерживаемый рассудочной верой, долгое время продолжающей обманывать самих себя и других и гаснущей всякий раз, когда свет нужнее всего, оставляя человека в страшной темноте вечной ночи.

"Светильники наши гаснут". Ужасное открытие! "Жених на пороге, а наши светильники гаснут. Наше пустое исповедание стало явным при свете Его прихода. Мы думали, что были правы. Мы исповедовали ту же самую веру, у нас были те же самые светильники, такой же фитиль, но увы! Теперь к нашему невыразимому ужасу мы обнаружили, что обманывали самих себя, что нам недоставало оной необходимой вещи - духа жизни во Христе, помазания от Святого, живой связи с Женихом. Что же нам делать? О вы, мудрые девы, пожалейте нас и поделитесь с нами вашим маслом. Ради милосердия, дайте нам немного, хотя бы капельку этого жизненно-важного вещества, чтобы мы не погибли навеки".

Ах, все тщетно. Никто не может дать часть своего масла другому. У каждого хватит лишь только для себя. Более того, это масло можно получить лишь от Самого Бога. Человек может дать свет, но не может дать масло. Последнее - дар одного только Бога. "А мудрые отвечали: "чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе". Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились".

Бесполезно искать друзей-христиан, которые бы помогли и поддержали нас. Бесполезно метаться туда и сюда в поисках того, на кого можно опереться - какого-нибудь святого или видного учителя , бесполезно искать опору в нашей Церкви, в нашем вероучении или в наших таинствах. Мы хотим масла. Мы не можем без него обойтись. Где мы можем получить его? Не от человека, не от Церкви, не от святых, не от отцов. Мы должны получить его от Бога, и Он - благословенно Его имя - дает его даром. "Дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем".

Но заметьте, это частное дело. Каждый должен получить масло сам для себя. Никто не может верить или получить жизнь для другого. Каждый должен сам иметь дело с Богом. Связь, соединяющая душу с Христом, является сугубо личной. Нет такой вещи, как вера, взятая из вторых рук. Человек может преподать нам религию, или теологию, или букву Писания, но он не может дать нам веру, он не может дать нам жизнь. "Это дар Божий". Драгоценное маленькое слово "дар". Это свойственно Богу. Это безвозмездно, как Божий воздух, безвозмездно как Его солнечный свет, безвозмездно как Его освежающие капли росы. Но мы с глубочайшей серьезностью повторяем, что каждый должен получить это сам и держать это в себе. "Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него: дорога цена искупления души их, и не будет того вовек, чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы" (Пс. 49,7-9).

Читатель, что скажешь ты в ответ на все это? Относишься ли ты к мудрым или неразумным девам? Получил ли ты жизнь в воскресшем и прославленном Спасителе? Не являешься ли ты простым исповедником религии, довольным мертвой рутиной повседневной церковной жизни, имея достаточно религиозности для того, чтобы казаться респектабельным на земле, но недостаточно для того, чтобы она связала тебя с небом.

Мы страстно умоляем тебя серьезно подумать обо всем этом. Подумай об этом сейчас. Подумай, как невыразимо страшно будет обнаружить, что твой светильник исповедания гаснет и оставляет тебя в кромешной тьме, во внешней тьме вечной ночи. Как ужасно увидеть дверь запертой за той блестящей свитой, которая пришла на брачный пир, запертой перед твоим лицом! Каким душераздирающим будет крик: "Господи! Господи! Отвори нам!" Каким убийственным, каким сокрушительным будет ответ: "Не знаю вас".

О, возлюбленный друг, уступи место в своем сердце этим важным вопросам теперь, пока еще открыты двери и пока еще день благодати продлен благодаря чудесному долготерпению Божию. Но быстро приближается миг, когда дверь милосердия захлопнется перед тобою навсегда, когда умрут все твои надежды и когда твоя бесценная душа погрузится в беспросветное и вечное отчаяние. Пусть Дух Божий пробудит тебя от рокового сна и не даст тебе покоя, пока ты не обретешь его в совершенном деле Господа Иисуса Христа и у Его благословенных ног в любви и поклонении.

Великая отличительная черта, которая, согласно учению этой притчи, отделяет их от неразумных дев, заключается в том, что с самого начала они "вместе со светильниками своими взяли масла в сосудах своих". Другими словами, то, что отличает истинных верующих от простых исповедников веры, состоит в том, что первые имеют в сердцах своих благодать Бога Духа Святого, они получили дух жизни во Христе Иисусе, и Дух Святой пребывает в них как печать, как залог, как помазание и как свидетель. Этот великий и славный факт характеризует ныне всех истинных верующих в Господа Иисуса Христа - грандиозный, удивительный факт, огромная и невыразимая привилегия, которая вовеки должна склонять наши души в святом обожании перед нашим Богом и нашим Господом Иисусом Христом, чье совершенное искупление обеспечило нам это великое благословение.

Но как печально думать о том, что, несмотря на эту высокую привилегию, мы вынуждены читать, как в нашей притче: "задремали все и уснули". Все они, мудрые и неразумные, уснули. Жених замедлил, и все они без исключения потеряли свежесть, рвение и силу надежды на Его приход и крепко уснули.

Таково утверждение нашей притчи, и таково глубокое значение этой истории. Вся Церковь уснула. Та благословенная надежда, которая так ярко сияла на горизонте ранних христиан очень быстро поблекла и погасла; и, просматривая страницы церковной истории восемнадцати столетий, от апостолов и отцов Церкви до начала новейшей истории, мы тщетно будем искать какое-либо вразумительное упоминание об особой надежде Церкви - личном возвращении благословенного Жениха. Фактически эта надежда постепенно была утрачена Церковью; нет, более того, стало почти ересью проповедовать ее. И даже теперь, в эти последние дни, имеются сотни тысяч убежденных служителей Христа, которые не смеют проповедовать пришествие Господа или учить о нем, как написано это в Писании.

Правда, - благословен Бог - мы замечаем сильную перемену за последнее время. Наблюдается великое пробуждение. Бог через Духа Святого призывает Свой народ к давно забытым истинам и среди них - к славной истине прихода Жениха. Многие теперь понимают, что причина задержки Жениха заключается исключительно в долготерпении Бога по отношению к нам и Его нежелании, чтобы кто-либо погиб, но - чтобы все пришли к покаянию. Чудесная причина!

Но они также понимают, что, несмотря на это долготерпение, наш Господь уже близок, Христос грядет. Скоро раздастся крик в полуночи: "Вот, Жених идет, выходите навстречу Ему". Пусть миллионы голосов отзовутся на этот пронзительный крик, проходящий в своей нравственной силе от моря до моря и от реки до концов земли, пробуждая всю Церковь, как одного человека, к ожиданию славного появления благословенного Жениха наших сердец.

Братья, возлюбленные в Господе, проснитесь! Проснитесь! Пусть пробудится каждая душа! Давайте стряхнем с себя леность и дремоту мирской неги и самоублажения - давайте поднимемся над разлагающим воздействием религиозной формальности и скучной рутины - давайте отбросим догмы ложной теологии и выйдем, в направленности нашего ума и привязанностях сердца, навстречу возвращающемуся Жениху. Пусть Его собственные грозные слова с новой силой войдут в наши души: "Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа". Пусть девизом наших сердец и нашей жизни будет: "Ей, гряди, Господи Иисусе".

 

 

наверх