Читая Новый Завет, можно заметить, насколько женщины были привлечены к служению в апостольской церкви Господа. В иудействе времен ранней христианской церкви женщина однозначно рассматривалась как стоящая ниже мужчины. Известно, что иудеи-мужчины иногда молились: «Хвала Тебе, Господи, что Ты не сотворил меня язычником, невеждой или женщиной».
Такое умаление женщин особенно проявилось в сфере служения Богу. Богослужение было исключительно мужским занятием. В синагогальном богослужении женщина не играла никакой роли.В свете такого положения женщины внутри иудейства первого века становится особенно примечательным то, насколько позитивно о женщине говорится в Новом Завете. Высказывания апостола Павла о женщине характерны тем, что он категорически отвергает любую форму дискриминации женщины касательно её участия в явленном во Христе спасении. Основным текстом здесь выступает Гал. 3:27,28, где Павел пишет: «Все вы, в Христа крестившиеся, в Христа облеклись. Нет уже иудея, ни язычника; нет ни раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе».
В дни апостола Павла существовала огромная разница между иудеями и греками, рабами и свободными, мужчинами и женщинами. Однако эта разница не играет уже никакой роли, когда речь идёт о единении со Христом и спасении в Нем. Тогда исчезают всякие религиозные и общественные различия. Они не имеют ни малейшего значения. Никакое качество не обладает никаким преимуществом и ни одно не требуется. Иудеи и греки, рабы и свободные, мужчины и женщины – все здесь находятся на одном уровне.
Такое равенство мужчины и женщины в Новом Завете проявляется в разных формах. Отмена иудейской дискриминации женщин принимает в жизни христианской церкви конкретные очертания. Женщины молятся вместе с учениками вскоре после вознесения Христа (Деян. 1:14). Апостол Петр проповедует об излитии Святого Духа как об исполнении пророчеств Иоиля, в которых говорится, что также женщины («дочери» и «рабыни») будут пророчествовать (Деян. 2:17,18). Слово Иоиля становится теперь действительностью в кругу учеников Иисуса. Женщины почетно упоминаются среди «первых обращенных», как например, некая Дамарь из Афин (Деян. 17:34). Лидия, торговавшая багряницей, известна как первая окрестившаяся в нашей части мира (Деян. 16:14,15).
Возможно, женщины-вдовы были задействованы в «каждодневном уходе» за нуждающимися в общине Иерусалима (Деян. 6:1)[2]. В Иоппии мы встречаем женщину Тавифу, которая называется «ученицей» и которая, несомненно, занималась диаконскими делами при церкви (Деян. 9:36).
Насколько женщины также удостаиваются даров Святого Духа, видно из Деяний 21:9: благовестник Филипп имеет четыре «пророчествующих» дочери.
Приска или Прискилла даже упоминается шесть раз вместе со своим мужем Акилой, причем, четырежды её имя стоит перед именем её мужа. А это весьма примечательно!
Эта супружеская пара играет важную роль во время миссионерских путешествий апостола Павла (Деян. 18:19). Апостол так называет Приску и Акилу: «мои сотрудники во Христе Иисусе» (Рим. 16:3). Вместе со своим мужем Прискилла более детально объясняет иудею Аполлосу «путь Господен» (Деян. 18:26).
Из посланий апостола Павла мы также узнаем, насколько женщины привлечены к работе для Господа. Когда в 1 Кор. 9:5 он говорит о том, что берет себе в спутницы сестру как жену, не следует это ограничивать только личной заботой апостола. Можно также предположить и помощь женщины в распространении Евангелия. Женщина имела более простой доступ к помещениям для женщин, чем мужчина. Возможно, некоторые апостолы брали с собой своих жен, чтобы проповедовать Евангелие также в этих помещениях для женщин.
В заключении Послания к римлянам упоминаются имена многих активных женщин. Павел представляет Фиву, называя её «нашей сестрой» и «служительницей церкви Кенхрейской» (Рим. 16:1). О Приске мы уже говорили (Рим. 16:3). О Мариам говорится, что она «много трудилась для нас» (Рим. 16:6). Апостол употребляет такое греческое слово, которое в Новом Завете имеет особенное отношение к миссионерской и церковной деятельности (срн. 1 Кор. 15:10; 16:16). Мариам, таким образом, была активной в работе для Господа во благо развития Его церкви. То же самое говорится о Трифене и Трифосе и о возлюбленной Персиде (Рим. 16:12).
Мать Руфа была также матерью для самого апостола (Рим. 16:13).
В послании к филиппийцам мы встречаем Еводию и Синтихию, которые вместе с Павлом подвизались в благовествовании (Флп. 4:2,3). Глагол «подвизаться» можно найти ещё раньше в этом послании, где он употребляется по отношению к противникам Евангелия. Можно предположить, что Еводия и Синтихия поддерживали апостола в его проповеди и ради Христа не избегали даже страданий.
В апостольские времена у общин ещё не было церковных помещений. Некоторые сестры помогали общине, принимая других у себя дома, как например, мать Иоанна Марка (Деян. 12:12) и некая Нимфана (Кол. 4:15). Возможно, здесь также следует назвать Хлою (1 Кор. 1:11).
В пастырских посланиях мы находим свидетельства того, что женщины были активными в диаконском служении. Примером такого поведения выступают те «женщины», которых апостол Павел упоминает в 1 Тим. 3:11 наряду с диаконами, а также «истинные вдовы», для которых апостол излагает более детальные правила в 1 Тим. 5.
Если подытожить все сведения, которые мы нашли в Новом Завете, можно сделать вывод, что женщины подчёркнуто назывались «сестрами» и «ученицами», а значит, они занимали равное с мужчинами место в кругу верующих. Нет и речи о каком-либо пренебрежении. Женщины играли активную роль в церкви. Они даже были задействованы в проповедовании Евангелия в мире! Многие свидетельства из Нового Завета указывают на то, что в апостольской церкви слово апостола Павла в Гал. 3:27,28 обрело конкретные очертания.
В дискуссиях о месте женщины в церкви важную роль всегда играли слова Павла о пророчествующих женщинах в 1 Кор. 11:2сл. Дар пророчества стоит у апостола Павла на первом месте, когда речь заходит о построении и развитии церкви. Он призывает стремиться, прежде всего, к пророчествованию (1 Кор. 14:1). Когда женщины наделяются такими важными духовными дарами и пророчествуют Слово Божье на собрании церкви, неужели разумно удерживать их за рамками церковного служения?
Прежде чем углубиться в текст 1 Кор. 11, давайте сначала более детально рассмотрим, что такое дар пророчества.
Апостол Павел ставит этот дар выше владения разными языками (1 Кор. 14:5). Ведь тот, кто пророчествует, говорит людям в назидание, увещание и ободрение (1 Кор. 14:3). Через пророчество люди получают «поучение» и «утешение» (1 Кор. 14:31). Пророк посвящается во все «тайны» (1 Кор. 13:2) и свидетельствует о продвижении Божьей работы по спасению во Христе (Еф. 3:5,6). Пророк видит то, что скрывает неверующий, и обличает его (1 Кор. 14:24,25). Пророк также возвещает будущие события (Деян. 11:28). Однако пророчество связано не только с будущими событиями. Оно проявляется также в конкретном раскрытии воли Бога. Тимофей получил свой дар силой пророческого слова (1 Тим. 4:14).
Герман Риддербос предлагает следующее обобщающее описание: «Пророки – исполненные Святым Духом провозвестники Божьего слова, которые раскрывают общине Божий план спасения, а также в богословском и практическом свете разъясняют значение работы Бога во Христе и убеждают общину в важности этой работы»[3]. Через пророков говорит Святой Дух (срн. Деян. 11:28; 21:11). Однако это далеко не значит, что церковь должна принимать всё, что вещают пророки, как Божье слово. Поскольку существует возможность также лжепророчества, церковь не должна доверять каждому духу, но испытывать этих духов, исходят они от Бога или нет (1 Ин. 4:1). Существует также дар «различения духов» (1 Кор. 12:10). Павел наставляет фессалоникийцев не уничижать пророчества, но принимать их всем сердцем: «Испытывайте всё и держитесь хорошего» (1 Фес. 5:21).
Несмотря на то, что церковь построена на основании апостолов и пророков (Еф. 2:20), пророки не находятся на одном уровне с апостолами. Апостолы – это свидетели, уполномоченные самим Христом. Их слово требует беспрекословного подчинения, и никогда в Новом Завете не велось речи о том, чтобы испытывать апостольское слово. С пророками дело обстоит совсем иначе. Их слова должны тщательно проверяться. Должно стать ясно, что они говорят от Духа, согласно с учением апостолов, с тем, что Павел называет также «преподанным» (срн. 2 Фес. 2:15). Можно сказать, что пророчество исходит от проповедей апостолов, предлагая более подробные разъяснения и призывая поступать именно так.
Пророчество может внезапно открыться кому-то (срн. 1 Кор 14:26). Однако в апостольской церкви были также люди, которые множество раз использовались Духом как инструмент откровения. У Филиппа было четыре пророчествующих дочери (Деян. 21:9). Апостол Павел наряду с «апостолами» называет также «пророков» (1 Кор. 12:28; Еф. 4:11). Такое упоминание указывает на то, что речь идёт о людях, которых знала церковь и которые, очевидно, отличались даром пророчества.
Теперь давайте вернёмся непосредственно к рассмотрению 1 Кор. 11:2сл. Эту перикопу переводчики озаглавили «О покрытии головы», что нельзя считать правильным. О покрытии головы речь здесь действительно идёт, но эта тема не является центральным вопросом, который поднимает апостол Павел в этом тексте. Апостол говорит о месте женщины, которая молится или пророчествует на собрании церкви. В связи с этим Павел упоминает о покрытии её головы. Поскольку в стихе 14:34 апостол пишет, что женщине не подобает говорить на собраниях церкви, некоторые толкователи считают, что то, что Павел сообщает в 1 Коринфян 11, не может иметь никакого отношения к женщинам, которые пророчествуют во время богослужений в церкви. Подобная мысль мне кажется несостоятельной. Обратите внимание: когда апостол пишет о покрытии головы, речь, несомненно, идёт о публичном поведении женщины. Кроме того, пророчество обычно дается для развития церкви. «Все» должны получать через него поучение и утешение (1 Кор. 14:13). Из самого контекста также видно, что речь идёт именно о собраниях церкви (срн. стих 17 и стих 33). В 1 Коринфянам 11 апостол Павел акцентирует внимание на том, как должны вести себя сестры на церковных собраниях, когда они молятся или пророчествуют.
Вероятно, со стороны сестер в Коринфе чувствовался «неправильный» порыв к эмансипации, из-за чего они упустили из виду правильные отношения внутри церкви. Эти сестры считали, что они равноправны с братьями, однако в то же время они неправильно оценивали то особое место, которое Господь определил мужчине и женщине. К особенностям мужчины и женщины следует относиться с уважением, в том числе и во время собраний церкви. В своем поведении сестры должны продемонстрировать это.
Апостол убеждает своих читателей в том, что под особым местом для мужчины и женщины следует понимать установленный Богом порядок. Мужчина – образ и слава Бога, а женщина – слава мужчины. Мужчина и женщина вместе могут быть образом Бога (срн. Быт. 1:27), но при этом у них разные места! «При сотворении человека по образу Божьему на передний план выдвигается Адам. Он сотворен первым. У него есть имя. Он дает имена животным. Между ним и Богом нет никого больше. Он – непосредственно слава Божья: он на земле излучает мудрость и силу, которые умножают Божью славу»[5]. Таким образом, мужчина – образ и слава Бога. С женщиной по-другому: она – слава мужчины. Она была дана мужчине в помощь (срн. Быт. 2:18). Это значит: «…она обретает свое место и задание не отдельно от Адама, но через него и в нем. Таким образом, женщина может представлять образ Божий только как «слава мужчины», который является «славой Бога»».
На основании того места, которое было предназначено мужчине при творении, муж есть «глава жены» (1 Кор. 11:3). Что именно подразумевает апостол, нам следует понимать, исходя из того, что Христос – Глава церкви, на что указывает Павел в этом послании, а также в Еф. 5:23. Христос – Глава мужчине (1 Кор. 11:3), Он – Глава церкви (Еф. 5:23), Он также поставлен Главой всего (Еф. 1:22). Это свидетельствует об особом положении, которое подразумевает власть и авторитет. Христос имеет право повелевать. Однако Он не использует Своё право для того, чтобы установить тиранию. В Еф. 5:23 Павел детально характеризует власть Христа, добавляя, что Он заботится о Своем теле. Господь Иисус – «Спаситель» для Своего тела, как пишет апостол буквально. Он использует Свое высокое положение, чтобы хранить Свою церковь. Вся Его деятельность свидетельствует о любви к Своему народу.
В единственном слове «Спаситель» заключается вся ответственность мужчины по отношению к женщине. Как глава, он имеет право повелевать. Однако это право должно подразумевать заботу. Это ни в коем случае не может быть тиранией, а только лишь исполненным любви руководством, направленным на благо женщины. Это управление должно характеризоваться заботой и защитой (срн. Еф. 5:29).
В 1 Коринфян 11 апостол Павел указывает на особое место женщины и мужчины. Несмотря на то, что они равноценны, они не одинаковы! Господь уделил мужчине особенное место, к которому должны относиться с уважением на собрании церкви. Так и женщины, пророчествуя на людях, должны показывать свое благоговейное отношение к порядку, установленному Богом.
Именно поэтому апостол говорит о покрытии головы сестер. Павел не обязует сестер молчать. Своими духовными дарами они могут служить общине. Однако апостол указывает, как подобает им вести себя в церкви. Когда женщины пророчествуют, им следует покрыть свою голову. Очевидно, здесь нужно понимать паллу, платок или вуаль, которую можно было накинуть на голову, и которая за пределами дома служила знаком женского дистанцирования от мужчин[8].
Когда женщины в Коринфе начали вести себя, как мужчины, и пророчествовать, не покрывая голову паллой, апостол Павел резко выступает против подобной мирской практики. Своими духовными дарами Бог не отменил различное место мужчин и женщин! На людях в церкви сестры должны с почтением относиться к Божьему порядку. Они должны носить паллу и покрывать голову, чтобы показать, что они благоговейно относятся к предназначенному им Богом месту.
Всё, что Павел пишет о покрывании головы женщинами, не должно подталкивать нас к выводу, что наши девушки и женщины обязаны ходить в церковь в платках или шалях. Апостол Павел не говорил об обычных платках или шалях, а об особенном предмете одежды – палле, которая в его дни воспринималась как знак женской благопристойности и дистанцирования. В нашей культуре платки и шали больше не имеют такого значения.
В 1 Кор. 11 особенно подчеркивается, что на собрании церкви следует проявлять уважение к месту, которое Господь определил мужчине и женщине. Всё, чему апостол учит нас в этой главе, составляет «основу поучений», написанных в 1 Коринфян 14 и 1 Тимофея 2!
Свежие комментарии